Организация образовательной деятельности для детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Информационная справка

об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов .

 

В Ростовской области создана эффективная система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.

Прежде всего, это сохраненная сеть специальных общеобразовательных организаций. Сегодня успешно функционирует 30 общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, в том числе:

- для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей,

- для слепых и слабовидящих детей,

- для детей с тяжелыми нарушениями речи,

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

- для детей с задержкой психического развития;

- для умственно отсталых детей (с нарушениями интеллекта).

Общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, расширяют спектр образовательных услуг:

открыты классы для детей с расстройствами аутистического спектра,

классы для детей с синдромом Дауна, с умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития;

реализуются программы профессиональной подготовки для умственно отсталых обучающихся (с интеллектуальными нарушениями);

реализуются программы дополнительного образования различной направленности.

С 2009 года на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48» функционирует областной Ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования.

С 2012 года на базе 3-х общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, успешно работают Ресурсные центры по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

С 1 сентября 2016 года открыт Центр психолого-педагогического сопровождения обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации, и методической поддержки образовательных организаций Ростовской области.

Общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, и созданные на их базе Ресурсные центры являются базовыми, пилотными площадками, методическими центрами, которые тесно сотрудничают с муниципальными общеобразовательными организациями, передают опыт создания специальных условий и внедрения в практику технологий обучения и психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

 

С 2009 года на базе ГКОУ РО «Ростовской санаторной школы-интерната № 28» функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов. В 2012 году в целях максимального охвата детей, проживающих на территории области и не имеющих медицинских противопоказаний к обучению в дистанционной форме, открыто 3 филиала в г.г. Волгодонске, Зернограде, Новошахтинске. Для дистанционного обучения детей-инвалидов создано 559 рабочих мест.

Дистанционное образование детей-инвалидов в Ростовской области осуществляется в двух формах: посредством реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеразвивающих программ для детей-инвалидов, зачисленных на обучение в Центр дистанционного образования, а также посредством сетевой формы обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому в муниципальных общеобразовательных учреждениях и обучающихся в Центре дистанционного образования.

В настоящее время выпускникам предоставлена возможность после окончания общеобразовательного учреждения продолжить образование в дистанционной форме, получив в бессрочное пользование комплекты оборудования.

 

В Ростовской области с 2011 года в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» и с 2012 года – в рамках государственной программы Ростовской области «Доступная среда» ведется целенаправленная работа по созданию условий доступности получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В период с 2011 по 2015 годы мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды и обеспечению физической (архитектурной) доступности общеобразовательных организаций реализованы в 232 общеобразовательных школах Ростовской области.

На 1 января 2016 года доля общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, от общего количества общеобразовательных организаций Ростовской области составляет 20%. Сегодня каждая пятая школа Ростовской области готова принять ребенка-инвалида.

В 2016 году мероприятиях государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» и государственной программы Ростовской области «Доступная среда» участвуют:

5 общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ, включенных в федеральный перечень, размещенный на сайте Минобрнауки России;

5 дошкольных образовательных организаций;

8 организаций дополнительного образования детей. 

Доступность образования для детей с ОВЗ обеспечена в специально организованных классах общеобразовательных школ и в форме инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.

В 2015-2016 учебном году обучение детей с ОВЗ осуществлялось в 143 специальных классах, в которых обучалось 1576 детей, из них 152 ребенка-инвалида. Классы открыты для слабослышащих детей, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и детей нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Инклюзивно в обычных классах общеобразовательных школ обучается 4009 детей с ОВЗ и 3518 детей-инвалидов.

Разработка рекомендаций по созданию специальных условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, а также рекомендаций по форме сдачи итоговой аттестации для детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляют 40 психолого-медико-педагогических комиссий, в том числе 1 – областная и 39 муниципальных ПМПК. Ежегодно психолого-медико-педагогические комиссии Ростовской области принимают свыше 12 тысяч детей.

В 2015-2016 учебном году рекомендации по условиям сдачи государственной итоговой аттестации или единого государственного экзамена в форме государственного выпускного экзамена получили более 200 выпускников.

 

По итогам 2015-2016 учебного года завершили обучение в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ:

по адаптированным основным образовательным программам для умственно отсталых детей 352 выпускника 9-х классов и 208 выпускников 11-х классов;

по адаптированным основным образовательным программам для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата 100 выпускников 9-х классов и 19 выпускников 11-х классов;

в Центре дистанционного образования детей-инвалидов:

по программам основного общего образования - 80 выпускников 9-х классов, в том числе 65 детей-инвалидов и 15 детей с ОВЗ;

по программам среднего общего образования - 41 выпускник 11 класса, в том числе 41 ребенок-инвалид.

 

В целях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее – ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ с 1 сентября 2016 года минобразованием Ростовской области организована работа по подготовке к переходу на ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью. За счет средств государственной программы Ростовской области «Доступная среда» предусмотрены мероприятия, направленные на создание условий для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. С 2012 года в государственную программу Ростовской области «Доступная среда» включено мероприятие по обновлению материально-технической базы общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ. В 2016 году на указанные цели направлено более 40 млн. рублей, на 2017 год запланировано ещё более 38 млн. рублей

Организована работа по переподготовке педагогов по профилю деятельности общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ.

Приказом минобразования Ростовской области от 25.07.2014 № 490 «Об организации работы по подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» определены 10 пилотных площадок, реализующих план мероприятий по подготовке к переходу на ФГОС начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.  Совместно с ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» проведен ряд семинаров по разработке адаптированных основных образовательных программ. В общеобразовательных организациях Ростовской области разработаны «дорожные карты» по переходу на ФГОС.

Минобразованием Ростовской области утверждены примерные региональные учебные планы начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 09.06.2016 №429).

По данным мониторинга, проведенного минобразованием Ростовской области, с 1 сентября обучение в 1-х классах по ФГОС начального образования для детей с ОВЗ начали более 900 детей, из них 569 - в специальных общеобразовательных организациях, более 380 детей – в массовой школе, в том числе, инклюзивно

 

 

В целях обеспечения государственных гарантий на получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детьми –инвалидами, повышение доступности образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в рамках исполнения «дорожной карты» реализации мероприятий межведомственных планов по вопросам образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ОВЗ в Ростовской области до 2020 года, утвержденной приказом минобразования РО от 22.02.2017 № 102 Отдел образования Администрации Багаевского района информирует Вас о расширении сети общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития).

С 01.09.2017 проводится обучение детей с ОВЗ на базе следующих государственных общеобразовательных организаций:

ГБОУ РО «Семичанская школа-интернат» (дети с задержкой психического развития), директор – Чопурян Наталья Николаевна, контактный телефон: (886377) 54 4 07, адрес: Дубовский район, х.Семичный, ул. Ленина, 1;

ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи), директор – Кочергина Любовь Анатольевна, контактный телефон: (86391) 2 13 98, адрес: Цимлянский район, г. Цимлянск, ул.Карла Маркса, 10;

ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи), директор – Попов Николай Анатольевич, контактный телефон: (86383) 5 43 18, адрес: Белокалитвинский район, р.п.Шолоховский, ул. Максима Горького, 1.

В настоящее время указанные общеобразовательные школы организации осуществляют комплектование классов на 2018-2019 учебный год.

Обследование детей и подготовку рекомендаций по созданию специальных условий получения образования для приема в данные общеобразовательные организации проводит Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия.

Организация обследования в ЦПМПК осуществляется во взаимодействии с руководителями ГБОУ РО «Семичанская школа-интернат», ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат», ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат».

 

 

Нормативная база    -   http://www.rostobr.ru/activity/education_new/special_education/regulatory_framework_special_way/:

 

 

В помощь родителям .

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ   (ограниченными возможностями здоровья)

«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата.Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 6. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Как поддержать ребёнка

Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в себя и свои возможности, поддерживает при неудачах. Родители, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить, что от их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверенность, комфортность подрастающей личности, удовлетворен­ность собой и другими людьми

Поддерживать можно посредством:

- отдельных слов, высказываний: «Прекрасно», «Здорово», «Отлично», «Я рад твоей помощи», «Ты молодец» и т. п.;

- прикосновений, совместных действий: обнять, погладить, подержать за руку;

- мимики: улыбка, кивок головой, подмигивание.

Укрепление уверенности - самый надёжный способ уберечь своего ребёнка от глубоких психологи­ческих потрясений - укрепить его уверенность, что родители всегда рядом и готовы помочь ему в любых неудачах и проблемных ситуациях, что он любим и его ценят как личность. Слова поддержки: «Зная тебя, яуверен, что у тебя это получится»; «Да, это трудно, но я думаю, ты справишься».

Выражение одобрения - всегда очень полезно наградить ребёнка словами одобрения за достигнутые успехи, которые он сам считает важными. Одобрение вызывает чувство удовлетворения собой, подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию победителя: «Я горжусь тобой»; «Здорово у тебя получилось»; «Ты хорошо справился».

Положительная ориентация на других людей - если ребёнок воспринимает похвалу только в свой адрес, этого недостаточно. Научите его замечать хорошее в других людях. Чаще собирайтесь всей семьей и обсуждайте успехи всех её членов.

Поощрение дружеских отношений - поиск друга - важная проблема для ребёнка. Дружба даёт возможность испытать драгоценное сознание того, что ты нужен другим. Ребёнку важно находиться в кругу сверстников, чувствовать себя принятым группой -будь то учебный класс или кружок. Если ваш сын (или дочь) в силу объективных причин большую часть времени проводит в стенах собственной квартиры, пусть её двери всегда будут открыты для друзей. По возможности помогите ему расширить круг общения со сверстниками, которые навещали бы его дома, проводили время в совместных занятиях.

 

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой

- Не забудьте о необходимости подготовить ребёнка к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы, поясните, куда придёте, чем люди (дети) будут отличаться от старых знакомых. Если ребёнок не воспринимает ваших пояснений, особые усилия приложите к подготовке людей, с которыми будете встречаться.

- Не упустите из виду особую эмоциональную восприимчивость своего ребёнка. Приготовьтесь к тому, что возможно он будет стремиться спрятаться, не отходить от вас. Найдите в себе силы выдержать некоторое время. Общение с внешним окружением необходимо разумно ограничивать. Начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

- Не «навязывайте» своего ребёнка, если в данный момент кто-либо его не воспринимает. Это не его вина, просто предлагаемая среда для игры или общения пока не готова его принять, попробуйте ещё раз найти способы подготовить окружение к приходу особого ребёнка, а в случае, если почувствуете нереальность поставлен­ных задач, не отчаивайтесь, ищите других людей, других сверстников. Надёжным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или объединения семей, имеющих таких же особых детей.

 

 

 

Памятка для родителей детей с ОВЗ

Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь…

Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:

  1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
  2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
  3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
  4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
  5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
  6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
  7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
  9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
  10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.

Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.

 

http://festival.1september.ru/articles/627637/ Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья

http://www.maaam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-trening-umete-li-vy-obschatsja-so-svoim-rebenkom.html -Родительское собрание-тренинг «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?»

http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200801616 - Стили семейного воспитания