Средства обучения и воспитания.

Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса,  благодаря использованию которых более успешно и  рационально можно достигнуть поставленной цели обучения.

Под средством обучения понимают: "материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний" (П. И. Пидкасистый).

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Выделяют 2 группы средств обучения:

а) средства, как источник информации;

б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

 

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

1 уровень – на уроке:

Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.

Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.

2 уровень – учебный предмет:

Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету.

Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).

3 уровень – весь процесс обучения:

Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.

Кабинеты для обучения, библиотека, помещение для администрации и педагогов, подсобные помещения.

 

Каждый элемент системы средств обучения представляет собой сложную и самостоятельную подсистему.

 

В учреждении имеются 29 компьютеров  и 1 ноутбук.

На компьютерах установлены операционные системы:

  • Windows 

Приобретена периферийная техника:

  • мультимедийные проекторы 
  • интерактивная  доска 
  • принтеры 
  • сканеры
  • ксероксы 
  • многофункциональные устройства 

Функционирует компьютерный класс на 11 учебных мест.

Школа подключена к сети Интернет.

Программное обеспечение школы:

  • Антивирус Касперского 6.0;
  • Microsoft Office  2007;
  • OpenOffice;
  • Другое свободно распространяемое программное обеспечение: медиаплеер, клиент электронной почты, программа для просмотра фото- и видео- файлов.

В школе имеются предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения:

  • Для обучающихся школы разработаны программы по укреплению здоровья.
  •  
  • Задачи программы:
  • Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту, безопасного для человека и окружающей среды
  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения.
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • формирование установок на использование здорового питания;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой:
  • соблюдение здоровьесберегающих режимов дня
  • установление умений противостояния вредным привычкам,
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе навыков личной гигиены; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умение организовать успешную учебную работу выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий,
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных условиях;
  •  
  • При реализации образовательных программ в МБОУ Красненской СОШ создаются условия для охраны и укрепления здоровья, что обеспечивает
  • текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в РФ, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации в порядке, установленном законодательством РФ.
  •  
  • Во время проведения занятий соблюдаются требования санитарного законодательства при проведении образовательного процесса.
  •  
  • Все кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем. В школе разработан план производственного контроля
  •  
  • В школе созданы безопасные условия во время пребывания в учреждении
  •  
  • Имеется контроль доступа в учреждение.
  •  
  • Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в школе действует система контент-фильтрации.
  •  
  • Доступ к запрещенным в образовательном процессе сайтам для обучающихся и работников школы закрыт.
  • автоматизированной системы пожарной сигнализации
  • тревожной кнопкой

На переменах организовано дежурство учителей по школе.