Средства обучения и воспитания.
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально можно достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: "материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний" (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Идеальные средства обучения |
Материальные средства обучения |
1 уровень – на уроке: |
|
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. |
Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО. |
2 уровень – учебный предмет: |
|
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. |
Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету). |
3 уровень – весь процесс обучения: |
|
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований. |
Кабинеты для обучения, библиотека, помещение для администрации и педагогов, подсобные помещения. |
Каждый элемент системы средств обучения представляет собой сложную и самостоятельную подсистему.
В учреждении имеются 29 компьютеров и 1 ноутбук.
На компьютерах установлены операционные системы:
- Windows
Приобретена периферийная техника:
- мультимедийные проекторы
- интерактивная доска
- принтеры
- сканеры
- ксероксы
- многофункциональные устройства
Функционирует компьютерный класс на 11 учебных мест.
Школа подключена к сети Интернет.
Программное обеспечение школы:
- Антивирус Касперского 6.0;
- Microsoft Office 2007;
- OpenOffice;
- Другое свободно распространяемое программное обеспечение: медиаплеер, клиент электронной почты, программа для просмотра фото- и видео- файлов.
В школе имеются предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения:
- Для обучающихся школы разработаны программы по укреплению здоровья.
- Задачи программы:
- Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту, безопасного для человека и окружающей среды
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения.
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой:
- соблюдение здоровьесберегающих режимов дня
- установление умений противостояния вредным привычкам,
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе навыков личной гигиены; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умение организовать успешную учебную работу выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий,
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных условиях;
- При реализации образовательных программ в МБОУ Красненской СОШ создаются условия для охраны и укрепления здоровья, что обеспечивает
- текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в РФ, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации в порядке, установленном законодательством РФ.
- Во время проведения занятий соблюдаются требования санитарного законодательства при проведении образовательного процесса.
- Все кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем. В школе разработан план производственного контроля
- В школе созданы безопасные условия во время пребывания в учреждении
- Имеется контроль доступа в учреждение.
- Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в школе действует система контент-фильтрации.
- Доступ к запрещенным в образовательном процессе сайтам для обучающихся и работников школы закрыт.
- автоматизированной системы пожарной сигнализации
- тревожной кнопкой
На переменах организовано дежурство учителей по школе.